С 1 октября, в день начала осеннего призыва, в Белгороде к выполнению обязанностей приступил добровольческий отряд «Барс», набор в который, как и в соседних Брянской и Курской областях, стартовал через несколько дней после вторжения украинской армии, собственно, в Курскую область.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков говорит, что прошедшие подготовку добровольцы будут охранять важные объекты под руководством опытных инструкторов.
Что касается нашей области, где непосредственно по-прежнему остаётся захваченной немалая часть территории, то процесс набора и обучения бойцов «Барс-Курск» ещё продолжаются. Как и в Брянской области (там ситуация ещё хуже).
И в целом в этой всей истории с добровольческими отрядами, созданными, заметьте, в областях, где с августа действует режим контртеррористической операции, под который, соответственно, должны были оперативно аккумулированы значительные ресурсы (в т.ч. различные подразделения), есть ряд очень спорных моментов.
Начнём с зарплат и выплат.
Потенциальным рекрутам обещают приравнять их к участникам СВО, но при этом они якобы будут выполнять задачи лишь на территории конкретной области. Участники СВО, заметим, получают зарплату на уровне от 210 тыс. рублей в месяц, плюс около 800 тыс. рублей единоразовой выплаты от федеральных и региональных властей.
Однако с «Барсом» есть нюанс. Так, в Курской области доброволец будет получить около 100 тыс. рублей в месяц, а обещанные 200 тыс. – только те, кто выполняет боевые задачи.
Аналогичная ситуация, кстати, и в Белгородской области. Там «в состоянии покоя» у бойца зарплата будет 35-86 тыс. рублей. Но при этом доброволец также не застрахован от прилёта FPV-дрона или деятельности украинских диверсионных групп. Да и вообще, мы в курсе, как отдельные командиры определяют, что является боевыми задачами, а что нет, а разницу класть себе в карман.
В связи с чем возникает вопрос: каким тогда образом зарплата добровольца «Барса» приравнивается к зарплате участника СВО? При этом он якобы выполняет свои обязанности лишь на территории области. Так где логика? Ну, или правда?
Что может быть общего на самом деле, так это: задержки или отказы платить. Это уже пройденный этап, скажем так, все эти моменты с невыплатой зарплаты, стяжательством со стороны командиров, уловками, чтобы не платить «гробовые» и за ранения (собери тот документ, а потом ещё один, и ещё и вообще ты ранен был не за лентой). Неспроста в рунете существуют такие паблики, как, к примеру, «Мобилизация / Выплаты и пособия участникам СВО».
К слову, в отличие от участника СВО в том, что касается службы в «Барсе», нет четкого понимания ситуации в случае смерти. Получит ли его семья те же выплаты, что и участник СВО, если доброволец ранен или погибнет? Участник СВО может рассчитывать на 300-600 тыс. при ранении, а его семья – на 5 млн в случае смерти.
Далее. Продолжительность контракта. Нас уверяют в том, что контракт заключается на полгода-год (если на год, то – плюс ещё 400 тыс. рублей), и можно его разорвать в любой момент по собственной инициативе.
Но мы-то, к сожалению, прекрасно осведомлены о том, как в России работает эта система. В особенности, что касается армии, где правдами и неправдами контракт заставляют заключить и воевать до победного конца и срочников, и мобилизированных.
Где гарантия, что захочешь разорвать договор, тебе это позволят? А вместо этого под давлением доброволец его продлит или его вовсе отправят в СВО? Попал в эту ловушку, уже не выкрутишься, пока не станешь калекой или двухсотым. Потому если уж действительно решились взять автомат в руки, то не лучше ли сразу идти участником СВО, получая в таком случае более чёткие условия?
Подведем итог: Курская область пребывает в одинаковых условиях с новыми регионами России – у нас также идёт полноценная война, часть территории была оккупирована и так и не освобождена.
Но у нас почему-то действует абсолютно неэффективный режим КТО, цели которого абсолютно не ясны, как и результаты, которых надеется достичь антитеррористическая комиссия.
В связи с чем также вопрос: каким образом добровольцы «Барса», которых приравняли к участникам СВО, должны взаимодействовать с этим штабом КТО в условиях, когда уровень его – штаба – эффективности остается крайне низким.
Нашему губернатору – Алексею Смирнову – следовало бы внести ясность и дать ответ на имеющиеся вопросы. Если это не является его уровнем компетенции, то следует обращаться к президенту или Государственной думе.
Святослав Ладыжин,
журналист из Курска