Официальное объяснение немного витиеватое: «сдерживание цен на фоне перепроизводства прошлого года и роста мировых цен на молочные жиры». Обычно перепроизводство ведет к снижению цен, а не их повышению. Но в России так не принято.
Что касается мировых трендов, то, казалось бы, где они, и где – мы? Только в прошлом году суммарный объем мер государственной поддержки молочной отрасли превысил 61 млрд рублей. (В 2020-м — 38 млрд рублей). Для молочной отрасли компенсируется 30% расходов. А общий объем инвестиций в данный сырьевой сектор составил более 100 млрд руб.
В правительстве отчитались, что «за счет активной государственной политики и действенных мер поддержки удалось увеличить объем производства молока до 33,5 млн тонн. По данному показателю Россия входит в топ-5 стран-производителей по всему миру».
И много ли на этом фоне нам надо закупать «молочных жиров»? Оказывается, мы обеспечиваем себя «молочкой» на 86%. В 2023 году импорт составлял всего 14% от всего объема потребления в РФ. При этом практически на все 100% его закрывала Белоруссия. По сути, наш рынок, если добавить к нему Союзное государство, полностью на самообеспечении.
С начала 2024-го дело шло еще лучше. За первые шесть месяцев выпуск молока в России вырос на 3%, а по отдельным позициям, таким как сливки, творог, йогурты,— от 9% до 23%.
В феврале генеральный директор Национального союза молока (Союзмолоко) Артем Белов заявлял, что российский рынок молочной продукции в текущем году будет сбалансированным:
«Прирост потребления внутреннего рынка составит порядка 3%, экспорт вырастет в пределах 20%, импорт останется относительно стабильным».
Однако почему-то ни рост объемов производства, ни повышение государственной помощи отрасли не привели к снижению розничных цен на продукцию. Участники рынка заявляли, что на стоимость конечной продукции влияет увеличение издержек производителей, связанных с подорожанием логистики и сырья. Кто-то рассказывал про нехватку рабочих рук и проблемы с обслуживанием иностранного оборудования. А ближе к осени решили, что вообще пришло время повысить цены на «молочку».
Мол, на 10 % выросли затраты на молочное сырье и молочные ингредиенты. А транспортные расходы увеличились сразу на 20 % «вследствие высокой ключевой ставки, высокой амортизации транспорта, роста уровня зарплат водителей». В итоге, цены прибавят от 5 % до 15 %, в зависимости от категории продукции, жирности и вида упаковки.
На 10-30 %, в зависимости от производителя, вырастут цены на сливочное масло. На 5 % подорожают сметана, йогурт, сыры. На сколько вырастут цены на само молоко, пока не ясно.
Ретейлеры благородно заявили, что какое-то время будут сдерживать рост цен, торгуя самыми популярными позициями даже в минус. Но известно, что наши сети не слишком любят благотворительность в пользу покупателей. Летом прошлого года Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) отмечала, что торговые сетей устанавливают входные пороги стоимости молока, сохраняя наценки в 40-70% и выше, а по высокомаржинальным видам продукции этот показатель может доходить до 100-150%. Так что, если даже в первое время покупатели усредненный 10-процентный рост не заметят, чуть позже торговля компенсирует все свои потерянные прибыли сполна.
О том, что к осени 2024 года молочная продукция в России может подорожать на 7-10% заговорили еще весной. Но никаких эффективных сдерживающих мер принято не было.
Так что многим покупателям останется радовать себя мыслью, что отказ от молока поможет спасти планету. Это повлияет на выбросы углекислого газа.
А для тех, кому все-таки нравится вкус сыра или масла, предложат альтернативу, произведенную из воздуха. Для этого используется термохимический процесс, подразумевающий извлечение углекислого газа из воздуха, а водорода — из воды. Далее осуществляются реакции нагревания и окисления, позволяющие разделять жирные кислоты и получать жир.