Данный текст кто-то может счесть алармистским. Пусть так, но в нынешнее непростое для России время, немного алармизма нам не повредит. Особенно, когда речь идёт о безопасности россиян и о том, что коллективный Запад решился на дальнейшую эскалацию против нашей Родины, позволив киевскому режиму наносить вглубь России удары ракетами ATACMS, Storm Shadow, SCALP, Taurus.

Естественно, у любого из нас в связи с этим возникает вопрос: способны ли средства ПВО-ПРО ВКС РФ отразить удар западными ракетами?

И здесь у меня для вас несколько неутешительные новости, поскольку в эшелонированной противовоздушной обороне у нас имеется брешь, которая носит название ЗРПК «Панцирь-С1».

Сегодня в сети Интернет начали распространять ряд, по моему мнению, излишне оптимистических заявлений военных экспертов (преимущественно анонимов) о том, что благодаря последней модернизации ЗРПК «Панцирь-С1» данные комплексы теперь способны перехватывать ракеты типа AGM-88E и AGM-154E, которыми снаряжают F-16AM Block 20 и F-16C Block 40/52+.

Но, движимый благими намерениями, я вынужден развенчать мифы об эффективности ЗРПК «Панцирь С-1». Тем более, что, к сожалению, группировкам, связанным с террористической организацией «Хайят Тахрир аш-Шам»* и «Джебхат ан-Нусра»*, поддерживаемым Турцией, удалось захватить в Алеппо несколько единиц российской военной техники, в том числе и один «Панцир-С1». То есть точные характеристики, сильные и слабые места комплекса уже в скором времени станут известны Турции, а вслед за ней и её союзникам в НАТО.

Мы должны сыграть на опережение и решить проблему. На этот счет в Министерстве обороны достигнут консенсус и имеется четкое понимание того, что недостатки ЗРПК, которые стали очевидны ещё во время событий в Ливии, нужно ликвидировать в кратчайшие сроки.

Проблемы «Панциря»

  • ЗРПК не способен эффективно перехватывать цели, которые маневрируют и летят с курсовым параметром свыше 2-3 км, что особенно актуально в контексте применения противников БПЛА различных модификаций;
  • РЛС «Панциря» крайне метеозависима и неспособна обнаружить даже низко летящие вертолёты;
  • заявленная максимальная дальность стрельбы в 20 км возможна лишь в отношении СВН, летящих со скоростью не более 80 м/с;
  • «Панцирь» не может перехватывать ОТБР, ТБР и их боевые блоки при использовании использовании гиперзвуковой ЗУР с боевой частью весом 4 кг;
  • отсутствие двигателя в маршевой ступени ЗУР обуславливает отрицательное ускорение в 50-30 м/с, в результате чего возникают нелинейности во входном сигнале контура управления ЗУР, а это в свою очередь приводит к ошибкам в наведении на активно маневрирующую цель;
  • ряд факторов имеют непосредственное влияние на выживаемость ЗРПК «Панцирь», в частности на ЛБС в Курской области, где фиксируется рекордный на сегодня уровень потерь «Панцирей» (4 единицы за минувшую неделю):
  1. Большие габариты ЗРПК на колёсной базе и отсутствие бронезащиты боекомплекта, СОЦ, ССЦР, СУО.
  2. Низкая логистическая мобильность – габариты не позволяют транспортировку по железной дороге.
  3. Крайне продолжительный переход в боевое положение – до 10 минут вместо заявленных 5 минут.
  4. Загрузка боекомплекта в течение 30 минут (!).

Вышеперечисленные недостатки ЗРПК «Панцирь-С1» давно известны. Сенсации здесь нет. Как и должной работы над ошибками.

Ситуация же ещё более усугубилась ныне, когда эффективность ракет 9M335 снизилась на целых 40%! Это катастрофа, по моему мнению.

Ведь в совокупности с известными уже проблемами низкое качество ракет для «Панцирей» приводят к тому, что данные ЗРПК активно уничтожаются противником на территории Курской области, а замещать их всё сложнее ввиду острой нехватки. К тому же, ракеты стали чаще поражать не СВН врага, а жилые дома россиян и инфраструктурные объекты, либо вовсе взрываются при запуске, что опять-таки ведёт к потере как комплекса, так и личного состава.

Причин тому несколько.

Во-первых, острый дефицит современных компонентов, которые ранее нами закупались на Западе.

Во-вторых, отток высококвалифицированных кадров из России, которые гипотетически могли бы найти решение вышеизложенной проблемы.

В-третьих, нехватка кадров на предприятиях ОПК, обусловленная мобилизационными мероприятиями.

В-четвертых, низкий уровень производственных мощностей в отечественном ОПК, устаревшее и изношенное оборудование.

В-пятых, конечно же, повсеместная коррупция.

Если мы не устраним все эти пять пунктов, начнётся эффект домино для всей нашей системы ПВО-ПРО.

* Запрещенные в России террористические группировки.

Виктор Баранец,

военный обозреватель,

член Общественного совета при Министерстве обороны РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *